Зачем создают плоские
организационные структуры?
Чтобы высвободить
творческий и предпринимательский потенциал людей.
В каких областях надо высвобождать творческий потенциал людей?
Там, где надо создавать что-то новое. И именно эти области –
инновации, а не
операции – создают
конкурентное преимущество фирмы. И там, где фирме
надо быстро принимать решения
и быстро действовать,
опережая конкурентов.
Что это за области?
Создание новых технологий, продуктов, услуг,
стратегий, инновационных
методов маркетинга,…
Быстрая фирма
Методы быстрой оценки идей
Что делать с другими неинновационными областями – операциями?
Для операций (напр. производство, строительство, финансовая отчетность,
продажи и доставка, и т.п. ), где нужна более жесткая дисциплина,
соблюдение графиков и стабильное качество, можно создавать классическую
структуру.
Значит, структура получается гибридной?
Да, организационная структура может быть
абсолютно плоской лишь в малом бизнесе или творческом бизнесе, не
связанным с производством. Организационная структура в среднем и крупном
инновационном бизнесе гибридна – является смесью полоской и
иерархической в различной степени.
Деятельность любого бизнеса состоит из
операций и инноваций. Чем выше доля инноваций в бизнесе, тем более
плоской она должна быть, и наоборот. Если, например, доля инноваций в
деятельности бизнеса составляет 40%, то гибридная организация будет,
грубо говоря, на 40% плоской и на 60% иерархической.
Например, если в строительстве инновационного здания участвуют
архитекторы, дизайнеры (10%) и строители (90%), то для создания
архитектуры и дизайна, где нужно творчество, лучше создать плоскую
структуру, а для строительства, где необходимы дисциплина, «закручивание
гаек», качество и соблюдение сроков, лучше использовать классическую
структуру. Результирующая гибридная структура будет на 10% плоской и на
90% классической.
На другом полюсе IDEO – ведущая в мире фирма дизайна новых продуктов,
корпоративных стратегий и создания творческих
корпоративных культур. У них нет
производства, деятельность почти на 100% творческая, поэтому и структура
почти на 100% плоская.
Создается ли организационная структура инновационных фирм раз и
навсегда?
Нет, она является очень гибкой и подвижной, меняясь в зависимости от
стратегии фирмы, поставленных ею перед собою задач,
корпоративных способностей и
возникающих возможностей, как внутренних, так и внешних. А все эти
переменные сегодня очень быстро меняются. Поэтому и организационная
структура должна уметь быстро адаптироваться к этим переменам. В
частности динамичное создание
кросс-функциональных инновационных команд, особенно «горячих»
команд, является примером быстрой реакции передовых фирм на происходящие
изменения.
Есть ли рецепт структуры организации, которая хочет быть №1?
Нет, по определению. Если бы он был и все бы ему следовали, то никто не
смог бы стать №1. Лидер рынка должен создать свою собственную,
уникальную, новую бизнес-модель,
которую до него никто не создавал, и периодически изобретать ее заново
Поэтому передовые крупные корпорации (GE, Nortel Telecom, Dell Computers,
и т.д.) в последнее время стали интенсивно
инвестировать в молодые венчурные фирмы. Они хотят не только
умножить свой капитал, но и получить возможность изучить новую
бизнес-модель, изобретенную молодой фирмой.
Организационная же структура подстраивается под
бизнес-модель так, чтобы
способствовать ее реализации. В свою очередь бизнес-модель,
преобразующая инновации в
экономические результаты для фирмы, состоит из 6-ти элементов:
предложение ценности, сегмент рынка, структура цепочки создания
ценности, модель создания прибыли,
конкурентные стратегии и стратегии
роста. То есть организационная структура является производной от
бизнес-модели. Сначала надо создать бизнес-модель, и уже на ее основе –
наиболее подходящую для ее реализации организационную структуру.
|