Миссия "Эксмо" |
Повышение интереса к чтению как к важнейшему фактору развития
национальной культуры и традиции. |
Олег Новиков о
корпоративных стратегиях "Эксмо" |
О
социальной
ответственности перед обществом
"Издатели вернут книгу в семью и
общество".
"По уровню чтения Россия сегодня
значительно отстает от развитых стран, что многим до сих пор кажется
неправдоподобным. Мы привыкли считать нашу страну самой читающей.
Однако, статистика неумолима, и результаты социологических
исследований демонстрируют нарастание негативных тенденций в этой
области. Интерес россиян к чтению постепенно снижается, особенно это
касается молодежи. К примеру, среди наших соотечественников старше
18 лет активно читают лишь 23%, а среди подростков эта цифра еще
ниже."
"Сегодня наши соотечественники не видят
прямой взаимосвязи между высоким уровнем чтения, грамотности и
профессиональным успехом и успехом в жизни вообще. Я убежден, что
российские издатели при поддержке государства смогут, приложив все
усилия, вернуть книгу в семью и общество. Нет сомнений, что Книга –
это основа культурной жизни любой нации и любого государства, это
первоисточник внутренней культуры и национальной самоидентификации
людей. Безусловно, мы осознаем социальную значимость нашей работы и
видим своей миссией формирование и повышение интереса россиян к
чтению как важнейшему фактору развития национальной культуры и
традиции."
О планах публикации
российской бизнес-литературы
"На рынке скоро появится много
российских авторов, которые пишут не хуже зарубежных. Это уже не те,
кто преподавал научный коммунизм, а потом в том же стиле стал писать
книге о маркетинге. Это новое поколение практиков, у которых есть
реальные знания, опыт. На Западе преуспевающие бизнесмены пишут
книги, становятся знаменитыми, читают лекции. У нас пока этого нет.
Но это обязательно придет в нашу страну и вызовет интерес со стороны
читателей, потому что тяжело читать книги только западных авторов и
о западном опыте."
Об управлении ростом
бизнеса и создании супер-команды
"Когда мы начинали бизнес, ни у кого из
нас не было специальных экономических или
управленческих знаний. Действовали методом проб и ошибок.
Думали: пусть люди профессионально не дотягивают, зато у них есть
энтузиазм и они готовы отдавать работе все силы. Но выяснилось, что
одного энтузиазма недостаточно, требуются еще и базовые знания в
области менеджмента, умение работать системно, ставить задачи,
контролировать их решение. И когда на первом этапе пошли сбои,
пришлось менять часть
команды.
Это был болезненный процесс. Но я понял, что по-другому нельзя. Если
ты работаешь в бизнесе, ты должен руководствоваться бизнес-логикой,
а если ты в первую очередь ценишь человеческие отношения, надо
работать врачом или учителем.
Теперь мы сделали выводы и стараемся
брать людей, обладающих навыками руководящей работы. Мы и редакторов
набираем с навыками управления, знанием маретинга, с умением нести
ответственность за финансовый результат. Поэтому мы начали переход
на дивизионную структуру." |
|
Лидер российского
книжного рынка
Олег Новиков, основатель ведущего
российского частного издательства «Эксмо», занялся издательской
деятельностью, учась на третьем курсе Московского авиационного
института (МАИ). Издательство было создано в 1991 году. Сегодня под
лейблом «Эксмо» выпускается 10 % российской книжной продукции. В
группу «Эксмо» входят издательство, полиграфический комбинат,
фабрика печати и более 50 книжных магазинов. Объем ежегодных продаж
группы приближается к 100 млн. долл.
Создай свою
уникальную нишу на рынке
"Эксмо" сделало ставку на открытие
новых российских талантов и прочно заняло в этой категории рынка
первое место. Определяя принципы работы издательства, нацеленные на
создание и укрепление его лидерских позиций на рынке, Олег Новиков
решил не копировать
конкурентов, которые занимаются в основном перепечаткой
известных книг, а открывать новые имена. Издательство открыло
российской аудитории таких авторов, как Данил Корецкий, Александра
Маринина и Дарья Донцова. В частности, в 1996 году компания
выпустила «Антикиллер» Даниила Корецкого, который стал бестселлером
и помог «Эксмо» выйти в лидеры книжного рынка.
Настоящий
предприниматель
превращает
неудачи
в успех
Открытие
другого автора – Александры Марининой – было связано с большими трудностями,
поскольку в то время российские читатели полагали, что женщина, если ее имя
не Агата Кристи, не может писать хорошие детективы. Книги сначала
продавались плохо. Тогда Олег Новиков проявил
предпринимательскую изобретательность.
Он не сдался, как на его месте поступили бы менее
предприимчивые руководители, не пошел на поводу у рынка, а решил
создавать его. В 1998 году для продвижения романов Марининой издательство
предложило «НТВ-Кино» снять сериал. Затраты были внушительными, но выход на
экран первых фильмов сломал читательский стереотип. Начался ажиотажный спрос
на романы Марининой.
Настоящий
бизнес-лидер
создает не своих последователей, а новых
лидеров
В 2005 году Олег Новиков перевел «Эксмо»
на
дивизионную структуру.
Лидеры дивизионов, действующих, по существу, как самостоятельные
бизнес-единицы, наделены всеми необходимыми полномочиями. Они не
просто редакторы, работающие с авторами и обеспечивающие
качественную подготовку издания. Они контролируют весь процесс от
начала до конца. Лидеры дивизионов разбираются в
маркетинге, отбирают книги
для публикации, пишут техническое задание, контролируют все стадии
процесса выпуска книги, принимают решение о сроках выхода книги и о
ее цене и отвечают за финансовую отдачу от ее реализации.
«Одному человеку легче довести до конца
свои идеи. Он четко специализируется на своем направлении и ни на
что не отвлекается, проекты получаются более цельными», – говорит
Олег Новиков. «Эксмо» проводит специальное обучение таких
дивизионных лидеров, чтобы развить у них все перечисленные выше
кросс-функциональные
навыки.
Наше
изобретение, помогающее
лидерам достигать
успеха
Хочешь поставить себе эту компьютерную
заставку? ► |
|
Занимай
свободные и растущие ниши рынка
–
быстро!
Поскольку на российском рынке
образовалась большая ниша между крупными типографиями и маленькими,
«Эксмо» заняло эту нишу, открыв «Немецкую фабрику печати» и вложив
только в оборудование 10 млн. евро. «Я не сомневаюсь: мы
очень вовремя занялись полиграфией. Опять же инженерное образование
подсказало: в бизнесе нельзя принимать решения только в двух
плоскостях, например, искать оптимальную точку между качеством и
ценой. Важно учитывать и третье измерение
–
время. Так что если бы мы хотя бы полгода протянули с открытием
"Немецкой фабрики печати", кто-то вместо нас занял бы эту нишу,»
–
говорит Олег Новиков.
Эксмо одним из первых на
книжном рынке в 2005 г. разработало
корпоративную стратегию развития на
трехлетний период.
В
течение данного периода Издательство планирует концентрироваться на
удержании лидерских позиций в сегментах «Взрослая развлекательная
литература» и нишах сегментов «Детская развлекательная литература» и
«Литература для DIY и хобби». Издательство активно выходит в относительно
новый для себя сегмент «Профессиональная литература», где «ЭКСМО» создало и
продвигает бренд ЭКСМО Education.
Брендинг
Издательство «Эксмо» одним из первых на
российском книжном рынке стало проводить политику активного
брендинга, перестраивая под нее редакторские, дизайнерские,
финансовые, маркетинговые, рекламные и
PR-технологии.
|