Самые лайкнутые страницы

Стратегии передовых компании:

Радикальные инновации

Как стать Кремниевой долиной

Можно ли создать еще одну Кремниевую долину, или она может быть одна и только одна?

Пол Грэм, программист, венчурный капиталист и соучредитель фирмы Yahoo! Store

How To Create a Silicon Valley, lecture by Paul Graham, programmer, venture capitalist and co-founder of Yahoo! Store

Страница 1     Страница 2

Российская Кремниевая долина: как сделать так, чтобы она действительно заработала Российская Кремниевая долина: старт в ложном направлении Как стать Кремниевой долиной Уроки фирм Кремниевой долины Предприниматель-инноватор Бизнес-ангелы Инноварситет Paul Graham (личный сайт) Как создать Кремниевую долину (Российская Кремниевая долина, Silicon Valley) - Поль Грэм, основатель Yahoo

Примечание

Гик (англ. geek) — сленговый термин, характеризующий эксцентричного человека, «помешанного» на каком-либо роде занятий. Однако чаще всего термин употребляется относительно людей «одержимых» технологиями, в том числе компьютерными.

В оригинале Поль Грэм для обозначения одержимых инноваторов-предпринимателей использует слово "nerd". В русском языке броского короткого аналога этого слова пока нет. Однако слово "geek"  является практически синонимом слова"nerd", а в русском языке калька с этого слова "гик" уже начала приживаться. Поэтому слово "гик" и было использовано в данном переводе.

 

Эссе основано на докладе на Xtech (Май 2006). Адаптация перевода Евгения Шадчнева, Еженедельная газета Сибирского отделения Российской АН

Неудивительно, что создать Кремниевую долину в других странах должно быть непросто, потому что даже в США это возможно далеко не везде. Но что нужно, чтобы построить Кремниевую долину даже в США?

Необходимы правильные люди. Если вы сможете перевезти десять тысяч правильных людей из Кремниевой долины в Буффало, то Буффало станет Кремниевой долиной. В этом заключается принципиальное отличие от прошлого. Еще несколько десятилетий назад местоположение города полностью определялось географией. Все великие города основаны на водных путях, потому что города зарабатывали торговлей, а торговать можно было только по воде.

Сейчас вы можете создать великий город где угодно, если сможете переселить туда правильных людей. Поэтому вопрос о создании Кремниевой долины заключается в том, кто такие правильные люди и как сделать так, чтобы они переехали.

Два типа людей

 

Я считаю, что необходимо лишь два типа людей, чтобы создать технологический центр: богатые люди и гики. Они являются ключевыми компонентами в реакции, в которой рождаются стартапы, потому что только они присутствуют при их рождении. Все остальные переедут позже.

Невооруженным глазом видно, что в США города становятся технологическими центрами тогда и только тогда, когда есть и обеспеченные люди, и гики. Случается, например, что некоторые стартапы рождаются в Майами, потому что там живет куча обеспеченных людей, но там почти нет гиков. Гики не любят подобные места.

В то же время у Питтсбурга противоположная проблема: куча гиков, но нет богатых людей. Известно, что лучшие американские факультеты компьютерных наук – в Массачусетском технологическом институте (MIT), Стэнфорде, Беркли и Карнеги-Меллоне. Из MIT получилась «Route 128». Из Стэнфорда и Беркли – Кремниевая долина. А Карнеги-Меллон? Здесь у нас пробел. Университет Вашингтона способствовал созданию высокотехнологичного сообщества в Сиэтле, а университет Техаса в Остине сделал то же самое в Остине. Но что случилось в Питтсбурге? А в Итаке, где расположен Корнелл, который тоже есть в этом списке? Я вырос в Питтсбурге и учился в колледже Корнелла, поэтому я знаю ответ на оба вопроса. Погода ужасна, особенно зимой, и в городе нет ничего, что могло бы это компенсировать, как в Бостоне. Богатые люди не хотят жить в Питтсбурге или в Итаке. Так что, хотя там и есть куча гиков, которые могли бы основать стартап, в них некому инвестировать.

Не чиновники

Действительно ли для этого необходимы обеспеченные люди? А разве правительство не может инвестировать в гиков? Нет, не может. Люди, инвестирующие в стартапы, – это особенный вид богатых людей. У них самих достаточно опыта в высокотехнологичном бизнесе. Книга: ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ от А до Я (Вадим Котельников) - Как сделать проект привлекательным для инвестораЭто, во-первых, помогает им выбирать правильные стартапы, а во-вторых, означает, что они могут помочь не только деньгами, но также советами и связями. То, что они лично заинтересованы в результате, заставляет их очень внимательно относиться к вопросу.

Чиновники по своей природе являются антиподами людей, которые инвестируют в стартапы. Сама идея таких инвестиций кажется им смешной. Это как если бы математики издавали «Vogue» или, точнее, как если бы издатели «Vogue» взялись за математический журнал.

И в самом деле, большую часть вещей, которые делают бюрократы, они делают плохо. Просто мы обычно этого не замечаем, потому что единственные их конкуренты – это другие бюрократы. Однако в роли инвесторов стартапов им бы пришлось соревноваться с профессионалами, обладающими намного большим опытом и мотивацией.

Не здания

Если вы поедете в Кремниевую долину, то вы увидите лишь здания. Но Долина состоит не из зданий, а из людей. Я как-то читал про попытки основать технологические парки в других местах, как если бы основой Кремниевой долины были офисные здания.

Из офисных комплексов для высокотехнологичных компаний не получится Кремниевой долины, потому что ключевой момент в жизни стартапов наступает еще до того, как им потребуются офисы. Ключевой момент – это когда три парня начинают работать вне своего дома. Там, где стартап получит финансирование, он и останется. Основное достоинство Кремниевой долины не в том, что там располагаются офисы «Intel», «Apple» или «Google», а в том, что они были там основаны. Так что если вы хотите, чтобы у вас была новая Кремниевая долина, то у вас должны быть два или три парня, которые сидя за кухонным столом решают основать стартап. И для этого вам потребуются такие люди.

Университеты

 

Хорошая новость заключается в том, что все, что необходимо – это люди. Если вы сможете привлечь критическую массу гиков и венчурных инвесторов в то или иное место, вы сможете создать вторую Кремниевую долину. Обе эти группы очень мобильны, поэтому они переедут туда, где хорошо живется. А где им хорошо живется? Гики любят других гиков. Умные люди тянутся к другим умным людям и, в частности, в великие университеты. Теоретически могут быть и другие способы привлечь их, но университеты пока являются незаменимыми. В США технологические центры не существуют вне университетов или, по крайней мере, первоклассных факультетов компьютерных наук.

Поэтому если вы хотите создать вторую Кремниевую долину, то вам необходим только университет, но один из лучших в мире. Он должен быть достаточно хорош, чтобы притягивать лучших за тысячи километров. Это значит, что сила его притяжения должна быть сравнима с притяжением MIT и Стэнфорда.

Это выглядит довольно сложно, хотя на самом деле может оказаться совсем простым делом. Мои друзья из профессуры, выбирая новое место работы, ориентируются прежде всего на уровень будущих коллег. Профессоров привлекают хорошие коллеги. Поэтому если вы сможете разом набрать значительное количество выдающихся молодых исследователей, вы можете создать первоклассный университет на пустом месте. Для этого вам потребуется на удивление мало денег. Если вы единоразово заплатите при приеме на работу 200 людям бонус в размере 3 млн. долларов, то вы получите коллектив, который сможет тягаться с лучшей мировой профессурой. Начиная с этого момента цепная реакция должна стать самоподдерживающейся. Поэтому, сколько бы ни стоило создать посредственный университет, за дополнительные полмиллиарда или около того вы получите выдающийся университет.

Индивидуальность

Однако, просто выдающегося университета недостаточно, чтобы создать Кремниевую долину. Университет – это всего лишь зерно. Оно должно быть посажено в подходящую почву, иначе оно не прорастет. Посадите его в неподходящем месте, и вы получите Карнеги-Меллон.

Чтобы стартапы начали появляться как грибы после дождя, университет должен быть расположен в городе, который имеет другие достоинства, кроме университета. Это должно быть место, где инвесторам хочется жить, а студентам –остаться после выпуска.

И инвесторы, и студенты любят примерно одно и то же, потому что большинство людей, инвестирующих в стартапы, – сами гики. Так что же нужно гику от города? Их вкусы не сильно отличаются от вкусов других людей, потому что многие города, которые им нравятся, также нравятся и туристам: Сан-Франциско, Бостон, Сиэтл. Но их вкусы все же не совпадают со вкусами большинства, потому что в других местах, почитаемых туристами, таких как Нью-Йорк, Лос-Анжелес или Лас-Вегас, гикам жить не хочется.

В последнее время много было написано про «творческий класс». Идея, кажется, заключается в том, что раз богатство все больше обретается благодаря идеям, города будут процветать только если они смогут привлечь тех, у кого есть эти идеи. Разумеется, это так: это было основой процветания Амстердама 400 лет назад.

Вкусы гиков во многом совпадают со вкусами творческого класса. Например, они любят хорошо сохранившиеся старые районы, а не однотипные новостройки на окраине; также им нравятся местные частные магазины и рестораны, а не национальные сети. Как и другие представители творческого класса, они хотят жить в месте, обладающем индивидуальностью.

Большинство городов, обладающих индивидуальностью, достаточно старые, но это не обязательно. У старых городов есть два преимущества: они плотнее застроены, потому что были спланированы до изобретения машин, а также они разнообразнее, потому что они строились по зданию за раз. И сейчас можно сделать то же самое, надо просто законодательно обеспечить плотную застройку и запретить масштабные проекты.

Как следствие, необходимо не позволять вмешиваться самому крупному застройщику – правительству. Правительство, которое спрашивает «Как нам построить Кремниевую долину?», наверняка постигнет неудача хотя бы потому, что оно так формулирует вопрос. Кремниевую долину нельзя построить, можно лишь способствовать ее росту.

Гики

Если вы хотите привлечь гиков, вам потребуется больше, чем просто город, обладающий индивидуальностью. Нужен город, обладающий правильной индивидуальностью. Гики – это особая часть творческого класса, с особыми вкусами. Это очень хорошо заметно в Нью-Йорке, который привлекает огромное количество творческих людей, но мало гиков.

10 заповедей инноватора

 

Что нравится гикам, так это города, где люди ходят и улыбаются. Сюда не относится Лос-Анжелес, где никто вообще не ходит, а также Нью-Йорк, где люди ходят, но не улыбаются. Когда я получал последипломное образование в Бостоне, ко мне приехала знакомая из Нью-Йорка. Когда мы ехали в аэропорт, она спросила, почему все улыбаются. Я посмотрел и увидел, что никто не улыбается. Просто если сравнить с теми выражениями лиц, которые она привыкла видеть, можно было подумать, что они и правда улыбаются.

Если вы жили в Нью-Йорке, то вы знаете, откуда эти выражения на лицах. Это то место, где духу может быть хорошо, а телу – очень плохо. Людям не столько нравится жить там, сколько им приходится терпеть ради развлечений. А если вы падки на определенные виды развлечений, то Нью-Йорк вне конкуренции. Это центр гламура, магнит для всех тех, кто гонится за коротким периодом расцвета, стилем и славой.

Гиков не заботит гламур, поэтому притягательность Нью-Йорка для них – загадка. Люди, которым нравится Нью-Йорк выложат состояние за маленькую, темную, шумную квартиру, чтобы жить в городе с реально клёвыми людьми. Гик видит в этом только одну сторону: заплатить состояние за маленькую, темную, шумную квартиру.

Гики согласны переплачивать за то, чтобы жить в городе с действительно умными людьми, но за это не надо так много платить. Это закон спроса и предложения: гламур востребован, поэтому приходится раскошеливаться. Большинство гиков предпочитает более тихие удовольствия. Им нравятся кафе, а не клубы, книжные магазины, а не бутики, прогулки, а не дискотеки, солнечный свет, а не небоскребы. Рай для гиков – это Беркли или Боулдер... >>> Продолжение

 

 См. презентацию

Российская Кремниевая долина:

Как сделать, чтобы она действительно заработала

В презентации даны ответы на три ключевых вопроса:

  1. Silicon Valley: почему у них работает?

  2. Инновационная Россия: почему у нас не работает?

  3. Как сделать так, чтобы у нас заработало?

 

Превращаем Россию

из сырьевого придатка мира в его инновационный оазис!

Глобальная Виртуальная венчурная долина (VVV) - всемирный оазис для прорывных инновационных фирм

 

 Сделай новые открытия!

Уроки фирм Кремниевой долины

Фирмы Кремниевой долины – плоская, гибкая и динамичная структура

Фирмы Кремниевой долины – динамичная структура

Кремниевая долина – долина лидеров инноваций

Предприниматель-инноватор

Успешный инноватор: 8 привычек

Инновации – это любовь

10 заповедей инноваций

Венчурное управление

5 условий успеха новых венчурных предприятий

Венчурное финансирование

Как привлечь венчурного инвестора

Стратегии передовых компаний

Создание быстрорастущего бизнеса

Венчурные стратегии

Радикальные инновации

Быстрая фирма

Лидеры инноваций

Предприимчивый лидер

Инновационное развитие России: проблемы и решения

Российская Кремниевая долина: парадоксы создания

Российская Кремниевая долина: Как сделать так, чтобы она заработала

Россия – быстрый взлет на мировой инновационный Олимп (РОВИОЛ)

3 главные проблемы, которые надо решить

Российская анти-инновационная система образования

Три мифа об инновационных стратегиях

Каким должен быть инноград

Ten3 Бизнес е-Коуч история и секреты всемирного успеха

Россия: инновационный прорыв (РОСИН)

Российская венчурная долина: концепция создания

Инноварситет

Бизнес-инкубаторы

Иннователь уникальный расширенный бизнес-инкубатор (г. Ульяновск)

Indiaco успешный индийский частный бизнес-инкубатор

Thermo Electron Corp. – корпоративный бизнес-инкубатор

Оценка эффективности бизнес-инкубатора (список критериев)

Бизнес-кейсы

Стив Джобс, основатель Apple Computers: сила увлеченности

Майкл Делл – основатель Dell Inc.