Основная преграда на пути инновационного развития России
Основной преградой, стоящей на пути
инновационного развития России, является исторически сложившаяся
катастрофическая нехватка предприимчивых
лидеров инноваций,
способных не только генерировать инновационные идеи, но и, что самое
главное, быстро превращать их в
успешный инновационный бизнес или продукт.
Инновации
в России часто путают с изобретениями или вообще с наукой. Причем путаница
эта начинается с самого верха.
Как раз об этом:
То есть главная проблема России налицо:
катастрофически не хватает предприимчивых инноваторов. Однако, вместо того,
чтобы сконцентрироваться на решении этой проблемы, руководители всех уровней
предпочитают заниматься не людьми, а недвижимостью.
Почему?
Возможно, это
результаты происков политических недругов России, старающихся направить
страну по неправильному пути и не дать ей таким образом нормально
развиваться. Однако, скорее всего, гораздо большую роль здесь играет то, что
принимающим решения гораздо выгоднее заниматься недвижимостью, чем людьми.
Пример Российская Кремниевая
долина: парадоксы создания
Нерыночная нацеленность изобретений
Успешные инновации – это создание новых
продуктов, пользующихся большим спросом. Все успешные инноваторы стремятся
сначала определить потребности потенциального покупателя, как осознанные,
так и неосознанные, и затем усилить эти потребности и удовлетворить
наилучшим способом.
Российские же изобретатели сконцентрированы в
основном на решении технической проблемы и почти не интересуются
потребностями потенциального покупателя. Когда их спрашиваешь, почему
покупатели будут покупать именно у них, а не у конкурентов, становится сразу
понятно, что подавляющее большинство изобретателей об этом даже не
задумывалось.
И результат такого подхода вполне логичен: если
изобретатель при создании нового продукта не интересуется потребностями
покупателя, то и покупатель не интересуется его продуктом. Таким образом
изобретения так и не превращаются в инновации.
Букетик проблем в придачу
К основной проблеме – катастрофической нехватке
предпринимателей-инноваторов – добавляются также:
-
отсутствие нацеленности на
рыночный результат при создании изобретений и инновационных
зон (бизнес-инкубаторов,
технопарков и т.п.)
-
неразвитость рынка инноваций
-
слабая информационная и сетевая
поддержка инновационной деятельности
-
недостаточный опыт продвижения
и практической реализации инновационной деятельности на всех
уровнях.
Кроме того, хотя все понимают, что
инновации – это то, что отличает
лидера рынка
от массы середнячков и отстающих, налицо недостаточная мотивация
среди крупных и средних фирм прикладывать усилия к тому, чтобы
практически интегрировать
инновационную активность
в свой бизнес.
Можно
ли решить все эти проблемы?
Да, конечно можно. Нужно просто в соответствии
с
Принципом 80/20
перебросить ресурсы из низкоэффективных областей их применения в
высокоэффективные. А именно сосредоточиться не недвижимости, а на создании
армии предпринимателей-инноваторов, причем, начиная с университетской
скамьи. (см. презентацию
Инноварситет).
И конечно же, к созданию
Российской венчурной
долины нужно подходить
системно,
стараясь наилучшим, причем в основном рыночным, образом удовлетворить
интересы всех ее участников. Вот тогда она расцветет! |