Есть, о монахи,
две крайности, в которые пусть не вдается подвижник.
Одна – это склонность к чувственным
удовольствиям по отношению к чувственным объектам: низкая, пошлая,
обывательская, невежественная, не приносящая пользы.
Другая – это склонность себя изнурять,
тяжкая, невежественная, не приносящая пользы.
Но ни к той, ни к другой крайности не
клонится срединный путь, что до
конца постигнут Татхагатой; видение дарующий, знание дарующий, к
умиротворению, к постижению, к пробуждению, к Освобождению ведет.
Каков же, монахи, этот верный срединный
путь, что до конца постигнут Татхагатой и, видение дарующий, знание
дарующий, к умиротворению, к постижению, к пробуждению, к Освобождению
ведет?
Это – благородный
восьмеричный путь,
а именно: правильное
→
понимание, правильная решимость, правильная
речь, правильные поступки, правильные средства к существованию,
правильное усилие, правильная осознанность, правильное сосредоточение.
Это и есть, монахи, верный срединный путь,
что до конца постигнут Татхагатой и, видение дарующий, знание дарующий,
к умиротворению, к постижению, к
пробуждению, к Освобождению ведет.
А в чем состоит
благородная истина о страдании?
И рождение страдание, и старость страдание,
и смерть страдание,
и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание.
С нелюбимым связь – страдание, с любимым
разлука – страдание,
и не получать то, чего хочется – страдание.
Короче говоря, пять групп привязанности (упадана
кхандха) – страдание.
А в чем состоит
благородная истина о происхождении страдания?
Пристрастие (танха), которое вызывает
дальнейшее становление (бхава), – сопровождаемое страстью и
наслаждением, ищущее удовольствий то здесь, то там, – то есть
пристрастие к чувственным удовольствиям, пристрастие к становлению,
пристрастие к нестановлению.
А в чем состоит
благородная истина о прекращении страдания?
Окончательное затухание и прекращение, отречение, отбрасывание,
освобождение, и оставление именно этого пристрастия (танха).
А в чем состоит
благородная истина о пути практики, ведущем к прекращению страданий?
Именно этот
благородный восьмеричный путь: правильное понимание (диттхи),
правильная решимость (санкаппа), правильная речь (вача), правильное
действие (камманта), правильные средства к существованию (аджива),
правильное усилие (ваяма), правильная осознанность (сати), правильное
сосредоточение (самадхи).
"Это благородная истина о страдании" – так,
о монахи, мне неслыханных прежде вещей видение открылось, знание
открылось, мудрость открылась, ведение открылось, ясность открылась.
"Эту благородную истину о страдании нужно
понять" – так, о монахи, мне
неслыханных прежде вещей видение открылось, знание открылось, мудрость
открылась, ведение открылось, ясность открылась.
"Эта благородная истина о страдании мной
понята" – так, о монахи, мне неслыханных прежде вещей видение открылось,
знание открылось, мудрость открылась, ведение открылось, ясность
открылась.
"Это благородная истина об источнике
страдания" – так, о монахи, мне неслыханных прежде вещей видение
открылось, знание открылось, мудрость открылась, ведение открылось,
ясность открылась.
"Этот источник страдания нужно
отбросить" – так, о монахи, мне
неслыханных прежде вещей видение открылось, знание открылось, мудрость
открылась, ведение открылось, ясность открылась.
"Этот источник страдания мной отброшен" –
так, о монахи, мне неслыханных прежде вещей видение открылось, знание
открылось, мудрость открылась, ведение открылось, ясность открылась.
"Это благородная истина о прекращении
страдания" – так, о монахи, мне неслыханных прежде вещей видение
открылось, знание открылось, мудрость открылась, ведение открылось,
ясность открылась.
"Это прекращение страдания нужно
непосредственно пережить" – так, о
монахи, мне неслыханных прежде вещей видение открылось, знание
открылось, мудрость открылась, ведение открылось, ясность открылась.
"Это прекращение страдания мной
непосредственно пережито" – так, о монахи, мне неслыханных прежде вещей
видение открылось, знание открылось, мудрость открылась, ведение
открылось, ясность открылась.
"Это благородная истина о пути практики,
ведущем к прекращению страдания" – так, о монахи, мне неслыханных прежде
вещей видение открылось, знание открылось, мудрость открылась, ведение
открылось, ясность открылась.
"Этот путь практики, ведущий к прекращению
страдания, нужно пройти" – так, о
монахи, мне неслыханных прежде вещей видение открылось, знание
открылось, мудрость открылась, ведение открылось, ясность открылась.
"Этот путь практики, ведущий к прекращению
страдания, мной пройден" – так, о монахи, мне неслыханных прежде вещей
видение открылось, знание открылось, мудрость открылась, ведение
открылось, ясность открылась.
И пока, монахи, не стало вполне чистым это
мое знание и видение четырех благородных истин,
как они есть, о трех оборотах, о двенадцати видах – до тех пор, монахи,
не заявлял я, что прямо пробудился правильным пробуждением,
непревзойденном во вселенной с ее богами, Марами и Брахмами, с
отшельниками и брахманами, царями и простыми людьми.
Но как только стало вполне чистым это мое
знание и видение четырех благородных истин, как они есть, о трех
оборотах, о двенадцати видах – тогда заявил я, что прямо пробудился
правильным пробуждением, непревзойденном во вселенной с ее богами, Марами и Брахмами, с отшельниками и брахманами, царями и простыми
людьми.
И открылось мне знание и видение:
"Безусловно мое освобождение, это – последнее рождение, нет становления
больше".