|
Христианский праздник всепрощения
Дата проведения: Последний
день Масленицы, последний день перед Великим постом.
Прощенное воскресенье, красивый,
гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста
очистите душу, повинитесь, попросите у всего народа честного,
как сказала Господь: "Ибо если вы будете прощать людям
согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не
будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам
согрешений ваших" (Мф. 6, 14-15).
А главное –
простите всех сами:
"Всех грешных прощаю, простите и меня, грешного!" С той же целью
в Прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах
блины, молились и поклонялись праху родных.
Был и сейчас есть в России обычай,
когда в последний день Масленицы просят прощения друг у друга.
Ходят просить отпущения грехов у
своих священников и потом отправляются к могилам родных и
знакомых. В семьях не ложились спать не помирившись друг с
другом: дети испрашивали прощения у родителей, в слуги – у
господ. Сами господа не только не считали за стыд в Прощенное
воскресенье испросить прощения у своих слуг, но даже вменяли это
в священный долг. Такой обычай был повсеместен в России.
|
|
|
Пословица "Не все коту Масленица"
произошла оттого, что после Масленицы наступает пост, а с ним
вместе строго воздержная жизнь. С первого дня поста многие не
пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня
ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы,
квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из
овощей кушанье без постного масла.
Кончилась Масленица, впереди –
Великий пост и Пасха.
Прощеное воскресенье – последний
день перед Великим постом.
В этот день все православные просят друг у друга прощения −
чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на
духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху – день
Воскресения Христова.
В этот день последний раз
употребляется скоромная пища.
В этот день, по установленному в
древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших
сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это
необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на
земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе
вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не
будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения,
неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир
– это драгоценное священное благо, которое дарует нам
Христос
Спаситель.
Но для этого нужно и простить тех,
кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно
или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в
предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных
поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на
брата, зло и недоброжелательность к ближним" Архим. Иоанн
Крестьянкин.
|
|
|
В храмах на вечернем богослужении
совершается чин прощения.
В конце службы во многих храмах
поются песнопения Пасхи («Воскресения день», оканчивающееся
словами «простим вся воскресением»), напоминая о том, что пост –
это путь к Пасхе, которая уже близко.
Чин прощения появился в
монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением
Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к
светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по
пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не
возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями,
другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы
встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга
прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью.
И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их
встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней.
Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и
прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим
Богом.
С течением времени эта традиция
перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России,
например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои
подданных. С этой целью царь объезжал войска (с XVIII века –
расположения расквартированных в столице полков), просил
прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их
братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
«Нужно и простить тех, кто нас
обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или
невольно обидели, – напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
– Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не
примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в
сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и
недоброжелательность к ближним.
|
|
|
Но прежде чем испрашивать прощение
друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что
платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские
страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради
искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему.
В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с
человечеством на заре его истории – изгнание его, в лице общего
нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.
Юдоль плача и печали – земля приняла изгнанника, чтобы по
заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в
поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали
родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие
плоды своего преслушания Отцу Небесному.
Плакал Адам по изгнании своем, седе
"прямо рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и
Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день
плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир
весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что
обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не
может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне
человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного
счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.
Но мы – изгнанники. Рай далеко, и
чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в
нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание
человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе
человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам –
Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку
возможность в него вернуться.
И мы все несем сейчас на себе тугу
и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью
Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и
животворящих ликующих слов: "Христос Воскресе!" и в них –
изначальную близость
Божественной любви к человеку. Но
предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и
Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти,
обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами
великого воздержания.
Пройдет всего несколько часов, и
все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас
что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать
особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий
пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем
перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния".
Начинается Великий пост…
|
|
|