Притча про
Ходжу Насреддина
Для суфиев величайшим абсурдом в жизни является
то, как люди стремятся к знаниям, не понимая сути познания. Суфии считают,
что человек не может научиться чему-либо до тех пор, пока он не придет в
состояние, в котором он способен воспринимать учение и его значение. Чтобы
довести это положение до сознания ученика, который хотел знать "истину",
Насреддин раз пошёл с ним к колодцу, взяв с собой большой кувшин без дна.
Мулла достал из колодца ведро воды и влил его в
кувшин. Затем он достал другое ведро и вылил его туда же. Когда он начал
выливать третье ведро, ученик не выдержал:
– Мулла, вода выливается. Ведь кувшин без дна.
Насреддин посмотрел на него негодующе.
– Я стараюсь наполнить кувшин. Для того, чтобы
увидеть, когда он будет полон, я не отрываю глаз от горлышка кувшина, а не
от его дна. Когда я увижу, что вода поднялась до верху, тогда кувшин будет
полон. Какое отношение к этому имеет дно кувшина? Когда я заинтересуюсь дном
кувшина, тогда я буду смотреть только на него.
Вот почему суфии не говорят о глубоких вещах с
людьми, которые не приготовились к тому, чтобы развить в себе способность
учиться тому, чему может научить только Учитель, и только того, кто
достаточно просвещен, чтобы сказать:
– Научи меня учиться.
Суфийская пословица гласит: "Невежество есть
гордость, а гордость – это невежество. Человек, который говорит: меня не
нужно учить тому, как учиться, – горд и невежественен".
В этой истории Насреддин показал идентичность
этих двух состояний, которые обычный человек рассматривает как две разные
вещи.
В соответствии с техникой, известной как
"посрамление", Насреддин играл роль невежественного человека в своей шараде
с кувшином. Это известная часть суфийской техники.
Его ученик обдумал этот урок, связав его с
другими абсурдными действиями Муллы. Неделю спустя он пришёл к Насреддину и
сказал:
– Научи меня учиться.
|