Если просишь чего у Бога и Он
медлит услышать тебя вскоре, не печалься, потому что ты не
премудрее
Бога.
Непрестанно открывай немощь свою
перед Богом, и не будешь искушаем чуждыми.
Не хвались никогда в речах своих
делами своими, чтобы не быть посрамленным. Все, чем хвалится
человек, Бог изменит, чтобы тот научился смирению.
Не может человек увидеть красоты,
сокровенной внутри его, прежде нежели уничижит всякую красоту
извне себя и возгнушается ею. Он не может искренно воззреть к
Богу, доколе не отречется совершенно от мира. Уничижающего и
умаляющего себя упремудрит Господь. Отпадет от премудрости
Божией тот, кто признает себя мудрым.
Приучи себя к непрестанному труду
молитвы пред Богом, в сердце, носящем помысел чистый,
исполненный умиления, и Бог сохранит твой ум от нечистых и
скверных помыслов.
Сообразна с житием твоим должна
быть и молитва твоя. Ибо тому, кто привязан к земному,
невозможно домогаться небесного, и тому, кто занят мирским, нет
возможности просить Божественного; потому что пожелание каждого
человека показывается делами его; в чем показывает он свое
рачение, о том подвизается в молитве. Кто желает великого, тот
не бывает занят маловажным.
Даже если кто-то являет собой верх
добродетели, если он молится не как грешник, молитва его
отвергается Богом.
Приноси Богу прошения твои
сообразно величию Его, чтоб возвысилось пред Ним достоинство
твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя
небольшое количество грязи: то не только обесчестит себя
ничтожностию прошения, как выказавший большое неразумие, но и
царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот,
кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы ‒ эти помощники Небесного
Царя ‒ смотрят на тебя во
время молитвы твоей, внимая тому, чего просишь ты у Владыки их:
они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из
земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того они
огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи.
Нечистота молитвы заключается в
следующем: если в то время, когда твой ум готовится к молитве, к
ней примешается какая-либо посторонняя мысль или мечтание о
чем-либо, тогда такая молитва не называется чистою, потому что
ум вознес ее на жертвенник Господень не от чистых животных.
Сердце есть духовный жертвенник Божий.
О всяком деле, если делаешь оное
без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и
благоприлично; потому что Бог вменяет правду по
рассудительности, а не по действованию нерассудительному.
Пост есть оружие, уготованное
Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься
кому-либо из обязанных соблюдать закон? До поста род
человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал
поражений. Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим.
Пост напоминает стяжавшему его
заповеди Духа. Он есть посредник ветхого закона и благодати,
данной нам Христом. Кто нерадит о посте, тот и в других подвигах
расслаблен, нерадив, немощен, показывает тем начало и худой
признак расслабления души своей, и воюющему с ним дает случай к
победе, так как нагим и безоружным исходит на подвиг, а потому
явно, что выйдет из борьбы без победы, потому что члены его не
облеклись в теплоту алчбы в посте.
Не оставляй дела Божии ради
лицеприятия человеку.
Живи с Богом в
сердце
Путь Божий есть ежедневный крест.
Никто не восходил на небо, живя с прохладцей.
В том и добродетель, чтобы человек
не занимал ума своего миром.
Страшен бесам, возлюблен Богу и
Ангелам Его тот, кто с горящею ревностию днем и ночью взыскует
Бога в сердце своем и искореняет из него прилоги, посеваемые
врагом.
Страсти искореняются и отгоняются
непрестанным поучением о Боге: это тот меч, который убивает их.
Страсти отвращать лучше
памятованием добродетелей, нежели сопротивлением, потому что
страсти, когда ты начинаешь с ними бороться, отпечатлевают в уме
свои образы и подобия. Брань сия приобретает великую власть над
умом, сильно возмущая и приводя в смятение помышления. Если же
поступить по первому вышесказанному правилу, то не оказывается в
уме и следа страстей по отгнании их.
Когда начинает кто при тебе пересуждать брата своего, сделай
печальным лицо свое. Как скоро сделаешь это, и перед Богом и
перед ним окажешься охраняющимся.
Побеждаемый снова да восстанет на
борьбу с своими супостатами… до самого исхода своего из мира
сего… да не прекращает брани до самой смерти… Лучше быть нам
осужденными за некоторые дела, а не за оставление всего.
Храни себя от самомнения во время
добрых в тебе изменений. Немощь свою и невежество свое
относительно тонкости сего самомнения рачительно открывай
Господу в молитве, чтобы не быть тебе оставленным и не
искуситься в чем-либо срамном, потому что за гордостию следует
блуд, а за самомнением обольщение.