О силе и духе абстрактного мышления
Григорий Перельман еще школьником представлял СССР на
математической олимпиаде в Будапеште. «Готовясь к олимпиаде,
мы пытались решать задачи, где непременным условием
было умение абстрактно мыслить. В этом отвлечении от
математической логики и был главный смысл ежедневных
тренировок. Чтобы найти правильное решение,
необходимо было представить себе «кусочек мира».
Если говорить об условных и безусловных рефлексах,
младенец с рождения познает мир. Если можно
тренировать руки и ноги, то почему нельзя
тренировать мозг?»
→
Пробуди
в себе гения
В ту пору
не было ни одной
задачи той поры, которая
Перельману казалась неразрешимой. «Неразрешимой... Пожалуй,
нет. Труднорешаемой. Так точнее. Помните библейскую легенду
о том, как
Иисус Христос ходил по воде, аки посуху. Так вот мне
нужно было рассчитать, с какой скоростью он должен был
двигаться по водам, чтобы не провалиться».
«Я имел право без
экзаменов поступать в любое учебное заведение
Советского Союза. Вот и колебался между мехматом и
консерваторией. Выбрал математику... Мне сейчас
очень интересно вспоминать студенческие годы. Мы так
много успевали тогда... Процесс
→
познания
захватывал... Мы забывали о днях недели и времени
года».
О математике как стратегическом двигателе прогресса
«Особенности
современной математики заключаются в том, что она
изучает искусственно изобретенные объекты. Нет в
природе многомерных пространств, нет групп, полей и
колец, свойства которых усиленно изучают математики.
И если в технике постоянно создаются новые аппараты,
всевозможные устройства, то и в математике создаются
их аналоги – логические приемы для аналитиков в
любой области науки. И всякая математическая теория,
если она строгая, рано или поздно находит
применение. К примеру, многие поколения математиков
и философов пытались аксиоматизировать философию. В
результате этих попыток была создана теория булевых
функций, названных по имени ирландского математика и
философа Джорджа Буля. Эта теория стала ядром
кибернетики и общей теории управления, которые
вместе с достижениями других наук привели к созданию
компьютеров, современных морских, воздушных и
космических кораблей. Таких примеров история
математики дает десятки».
→
Проложи
свой путь!
О простом решении сложных задач
«Для чего столько лет
нужно было биться над доказательством гипотезы
Пуанкаре? Попросту суть ее можно изложить так: если
трехмерная поверхность в чем-то похожа на сферу, то
ее можно расправить в сферу. «Формулой
Вселенной» утверждение Пуанкаре называют из-за
его важности в изучении сложных физических процессов
в теории мироздания и из-за того, что оно дает ответ
на вопрос о форме
Вселенной. Сыграет это доказательство большую
роль в развитии нанотехнологий».
«Я
научился вычислять пустоты, вместе с моими коллегами мы познаем
механизмы заполнения социальных и экономических «пустот».
Пустоты есть везде. Их можно вычислять, и это дает большие
возможности... Я знаю, как управлять
Вселенной. И скажите, зачем же мне бежать за миллионом?!»